Преловский Анатолий Васильевич (1934-2008)



     Поэт, переводчик, член Союза писателей СССР (1960). Лауреат Государственной премии СССР (1981). В 1985–1991 гг. - член ревизионной комиссии Союза писателей РСФСР. Родился в Иркутске. Печатался в журналах "Свет над Байкалом", "Урал", "Молодая гвардия", "Москва", "Октябрь", "Юность", "Смена", "Новый мир" и др. Автор 20 книг стихов, в том числе "Багульник" (1957), "Просека" (1959), "Берега" (1960), "Черная работа" (1966), "Дальний свет" (1970), "Вековая дорога" (1979), "Невоенная война" (2001), "Сонеты" (2008), "Мой верный стих, живи и здравствуй" (2009 - вышла посмертно) и др. Переложил на русский язык множество эпосов народов Сибири. Написал сценарии к фильмам "От снега до снега" (1968), "Красные дипкурьеры" (1977, совм. с Э. Володарским). Является также автором ряда пьес.
     Анатолий Преловский ушёл из жизни 17 ноября 2008 года, похоронен на 10 участке Перепечинского кладбища (Ближнее Подмосковье).



Cтихотворение Анатолия Преловского


                                   
              СМЫСЛ
 
В  обиходе  смертей  и  рождений,
В  смене  будничных  встреч  и  потерь
Не  сулит  никаких  откровений
Жизнь  чужая: хоть  верь, хоть  не  верь,
А  лишь  только  своею, своею
Жизнью – больше, чем  смертью  своей, -
Сможешь  выразить  смысл  и  идею
Пребыванья  средь  звёзд  и  людей.
                    


Могила Анатолия Преловского



Фото Двамала, 2018 г.


Ещё стихи Анатолия Преловского



             ***

Я жизнь любил, и, верно, буду
из смертной мглы любить её,
но вот все меньше верю чуду,
что вспашем старое жнивьё,
что мир не превратим в пустыню,
что свяжем временную нить,
и что погосты, как святыню,
от нас самих начнем хранить.

Не по душе мне сырость склепа,
в живом огне сгореть хочу
и пеплом вознестись на небо —
из облачности по лучу
в жизнь, что всегда благословенна,
спускаться капелькой дождя,
в сибирский край любви и тлена
поненадолгу приходя.



                 ИНЫЕ  ВРЕМЕНА
 
Пребывая  в  беде  иль  в  опале,
Погибая  в  неправом  бою,
Мы, купаясь  в крови, искупали,
Как  вину, невиновность  свою.
Не  погибнув, не  сгнив, искупили…
Н  отмывшись, не  тонем  в  крови…
 
Но  иные  теперь  наступили
Времена  не  вражды, не  любви,
А  какого-то  полусиротства,
Где  всё  вечное  рушится, рвётся:
Век  свобод! – а  душа  не  вернётся
В  пропасть  тела, зови – не  зови.



                  БОЛЬ
 
Без  траурных  флагов  на  зданьях  казённых,
Без  поминальный  свечей  и  речей
Потайно  простили  безвинно  казнённых.
Казнённых  простили.
И – их  палачей.
 
Одних  извели.
А  другим  пригрозили.
Всем  выдали  справки  о  их  невине.
А  сколько  назад  не  вернулось  к  России,
Откуда  отец  не  вернулся  ко  мне?
 
Оплачем? Оплатим  ли  эти  потери?
Неужто  и  нету  таких, кто  в  долгу
Пред  памятью  мёртвых?..
Россия, не  верю! –
Прощаю, прощаю, простить  не  могу.
 
 
 
             ЭКОЛОГИЯ
 
Тьмы  и  судеб  властительные  князи
Уверились, вождями  становясь,
Что  под  рукой  у  них  людей  что  грязи –
И  миллионы  втаптывали  в грязь:
Страну  в  те  победительные  годы
Мотало  от  сумы  и  до  тюрьмы,
Но  мысль  об  экологии  народа
Вождям  едва  ль  тревожила  умы.

 
 
               ВСЕГО ЛИШЬ

Потребовалось жизнь прожить всего лишь, 
чтоб уяснить, что ты земная связь 
души и духа, и не приневолить 
судьбу кривиться: рея и струясь, 
возносится к небесному чертогу 
жизнь напрямик, и если в строчке есть 
томленье духа, значит, что и здесь 
проходит путь от плоти к Богу. 



           ЧЕТЫРЕ ПРОСЬБЫ

Всего четыре просьбы к Богу - 
и счастлив был бы я вполне. 
Во-первых, не криви дорогу, 
какую уготовил мне. 

А во-вторых, не дай упиться 
всем, что избрал я для себя: 
влюбляться, странствовать, трудиться, 
быть сам себе - царь и судья. 

А в-третьих, так же и в-четвёртых: 
не тенью - на своих двоих 
дай добрести до мира мёртвых 
и возвратиться в мир живых. 



      ИЗ  ЦИКЛА  «ЕРУСАЛИМКА»
  
            1.
  
          Любовь к отеческим гробам...
                                Пушкин
 
 
Иркутска городская завязь
росла в тайгу от Ангары,
но призадумалась, уставясь
в подножье некрутой горы:
на ней кресты уже стояли,
в ней кров последний обрели
все те, кто город основали
и храм нагорный возвели.

Землепроходческий, служилый
Иркутск столетьями сходил
под соснячок зеленокрылый
и глубже — в таинство могил, —
так, по-бурятски родовою,
святой по-русски, издавна
горушка стала, и молвою
Ерусалимкой названа.
 
 
             2.
 
Так что ты есть, Ерусалимка? —
дорожки, холмики, кусты,
песочек, камешек да глинка.
Нет в том особой красоты.
А всё ж, от мала до велика,
всех притягал твой окоём.
Ах, милая Ерусалимка,
вся жизнь моя — к тебе подъём!

На том ерусалимском спуске,
как нынче понимаю я,
в непотопляемом Иркутске,
мужала молодость моя.
Туда с уроков мы сбегали,
туда с блатными драться шли,
туда девчонок увлекали,
там и костры, и время жгли.

Там юность длилась и не длилась,
отодвигалась на потом,
и что-то вечно шевелилось
под каждой веткой и кустом:
то ль букли, то ль гусарский ментик,
то ль представительный пиджак,
а чаще — друг любви, студентик,
с подружкой свежей так-на-так.

Там пулемет на пьедестале
бетонным поводил стволом,
там предки спали и не знали,
какой грядет им костолом,
какие им готовят штуки
за их великие труды
неукоснительные внуки,
что выдумкой любой горды.

Потом, потом свершит все это
герой обкомовских трудов...
А я всё там — средь тьмы и света,
и груз любви нести готов.
А я, как прежде, не умею
собрать, что порвано, и сшить —
с колючей памятью моею
хоть в видимом согласье жить.
 



Дополнительно



  


На Главную страницу О сайте Сайт разыскивает
Ссылки на сайты близкой тематики e-mail Книга отзывов


                              Страница создана 11-12 августа 2018 г.      (246)