Големба (Рапопорт) Александр Соломонович (1922-1979)



     Поэт, переводчик. Настоящая фамилия - Рапопорт. Член Союза писателей СССР с 1957 г. Более известен как переводчик поэзии, прозы и драматургии. Публиковался с 1948 г. Переводил с многих языков, в том числе с немецкого (Гёте, Гейне, Мёрике, Бехер, Брехт и др.); французского (Руссо, Гюго, Верхарн, Элюар, Арагон); испанского (Неруда, Дарио); польского (Лесьмян, Тувим, Галчинский)...
      Для серии "Жизнь замечательных людей" написал книгу об Антонио Грамши (1968). Как оригинальный поэт почти не печатался. Лишь в 2007 году была издана книга избранных его стихов "Я человек эпохи Миннезанга".
    Александр Големба ушёл из жизни 2 июля 1979 года, похоронен в Москве на Кунцевском кладбище (10 уч.).


Cтихотворение Александра Голембы


                                   
            ***

Жизнь обрывается на полувздохе,
в забвенную уходит синеву.
Как пережиток канувшей эпохи,
в эпохе новой все-таки живу.
Еще живу. И подбираю крохи.
В ладонь уткнувшись колкою щекой,
как пережиток канувшей эпохи
в чертополохе муки городской.
Увижу новой осени сполохи,
услышу столкновенья новых льдин,
как пережиток канувшей эпохи,
растаявших влюблений паладин.
Еще чуток поговорить мне дайте, –
как ни крути, я все-таки такой –
блаженный Вальтер фон дер Фогельвейде
в чертополохе муки городской!
Я стихотворец искреннего ранга,
акын, ашуг или Ашик-Кериб, –
я человек эпохи Миннезанга,
среди внезапно онемевших рыб.
Ищите скорбь мою в чертополохе
уже полузабытого житья...
Жизнь обрывается на полувздохе
но эта мука все-таки моя!

  


Могила Александра Голембы



фото Двамала, ноябрь 2019 г.

фото Двамала, ноябрь 2019 г.



Ещё стихи Александра Голембы





            ПРЕДВЕСЕННЕЕ

В житницах моей печали
спит зерно небытия.
Разве вы не замечали
горе темного литья?

Разве утренняя квота
не заполнилась тоской
в первый день солнцеворота
и неволи колдовской?

Ты не спишь, туманный отрок,
потерял ты счастья ключ,
и на зельях приворотных
не дробится солнца луч,

и безвестные дороги
не ведут тебя туда,
где на месяц круторогий
льет свой скудный свет звезда.

Это всё приснилось вкратце
накануне той весны,
той, когда начнут
сбываться удивительные сны,

умилительные страсти
порасстелют белый плат,
над излучинами счастья
вихри славы загудят.

Ты встаешь, весна вселенной,
на исходе той зимы,
той печали вдохновенной,
той блаженной кутерьмы,

ты встаешь — и миг утраты
меркнет в зареве судеб,
и теплеет ноздреватый,
рыхловатый черный хлеб.



                      ***

Я живу на земле, я земной,
я люблю эту влажную землю,
я приемлю и стужу и зной,
я и горе и радость приемлю.
Потому что степная земля
опьянила меня с колыбели,
потому что ее тополя
над моим пробужденьем шумели.
Потому что ее ковыли
поутру распушили султаны,
потому что ее журавли
окликают меня неустанно.
Потому что вода молода,
только стоит к воде наклониться,
потому что большая вода
по весне замутила криницу.
Потому что, почти невесом,
о края облаков спотыкаясь,
на тележное колесо
опустился серебряный аист.




    ЗА СТЕКЛОМ ОКОННЫМ

Иди туда, где за стеклом оконным
царит и плачет полночь без границ,
потом лети по тропам беззаконным,
лети в туман астральных колесниц.

Все это попросту непредставимо: 
далеких звезд хрустальные миры,
астральных сфер слепая пантомима,
законы нам не ведомой игры! 

И все-таки нам путь едва ль заказан
в безмерность, в неизвестность, в глубину, — 
и вновь лететь над пламенным Кавказом
у одичалой скорости в плену.

И там — в утратах, в проторях, в потерях
прильнуть к морозным безднам бытия,
где гневом пен обшит угрюмый Терек,
серебряная льстивая змея.

Над пчельником немыслимых роений,
над газырями каменных светил,
где непостижный лермонтовский гений
невинную Тамару посетил! 



      НАГИМ ПЛЕЧОМ 

Как человек — нагим плечом, 
крылом зимы вломилась птица
в твою сумятицу, столица,
крылом зимы белеет птица
над силикатным кирпичом.

Она над тяжестью земной,
над скверами — белей солонок, — 
она над алой голизной
бензозаправочных колонок; 
и хорошо, что не могу
я, в грузности своей отпетой,
стать этой птицей, мыслью этой, 
пернатой этою кометой
в декабрьском мертвенном снегу! 

Судьба у каждого своя,
но ведь не всем дано вломиться
нагим крылом — как эта птица — 
в белесый холод бытия.



            ***

Этот месяц согбенных желаний
удавился на башенном кране
и висит над затеями кровель
с тишиной мироздания вровень.
А над ним вьются млечные тропки,
и звенят, словно полые стопки,
пожилые астральные сферы,
и чихают милиционеры.
И плащом прорезиненным полночь
зашуршала над вешней Москвою:
полночь, полночь, ты рюмки наполнишь
виноградною влагой живою.
Но и это бродившее сусло
нам отраду принесть не сумеет:
пересохли веселые русла
и былая отвага немеет.
Этот месяц согбенных желаний
вновь с астральною музыкой вровень:
он качнулся, подобно шаланде,
на причале ощеренных кровель.




             ***
 
Мне слишком больно толковать
о том, как свет терзает очи,
мне слишком тошно торговать
вразнос — всей кровью этой ночи!
Когда и сердце на износ,
и по хохлацкому Триполью
готов ты унести в мороз
душонку, траченную молью.



            ***

Есть в посвистах чужого языка 
какие-то неслыханные звуки,
чужая боль, бессилье и тоска,
чужие дни в преддверьи тайной муки.

Не передашь их, не запишешь их,
невнятных и беспечных, словно чудо, — 
но здесь рожден чужеязычный стих 
и истина является отсюда.

Как боль моя, как жизнь моя горька,
как мало дней еще сумел сберечь я, — 
холодные нисходят облака
с чела полузабытого наречья.

И я опять глаголы бед учу,
в сады тревог своим пером вонзаясь,
в чужие двери кулаком стучу
и вижу, как растет чужая завязь.



         ДЫМ ОТЕЧЕСТВА

Над селеньями людскими,
деловит и нелюдим,
сродный милой пантомиме,
домовитый вьется дым.

В нем твоих очей бездонность,
всем соблазнам вопреки,
и святая отрешенность
хореической строки.

И окутан в дымку света,
вдалеке от всех морей — 
позабытый кем-то где-то
город юности моей.

Мне знаком здесь каждый угол,
и подъем, и поворот,
и парад бетонных пугал
возле парковых ворот,

и отрада человека — 
снежных хлопьев белизна,
и семнадцатого века
монастырская стена.

Как инкогнито и некто,
все бы в сердце уберечь: 
даже грубость диалекта,
даже грусть разлук и встреч.

Уплывает пантомима
в снеговую пелену.
“Слаще нет родного дыма”, — 
говорили в старину.

Я от сердца отрываю
этот каменный фасад,
эти синие трамваи
и заиндевелый сад,

и покрытый ранней славой,
в голубой одетый дым,
милый месяц моложавый
над пристанищем моим.




      ОБРАЗ КОРАБЛЯ 

Не призрак длинного рубля
влечет в далекие скитанья,
а некий блеск, земное таянье
и водный образ корабля.
Он где-то там — на грани вод,
описанный в житейских книгах,
он где-то там — на грани вод,
в атмосферических веригах
еще не узнанный — плывет.
Не призрак длинного рубля
меня влечет в простор стихии,
а подчиненный мусикии,
предвечный, как зрачки сухие,
морозный образ корабля.
Плыви. Отчаливай. Звени.
Томись в девическом законе
и в паруса на небосклоне
лазурь безумья заверни!

 

            ***

Томления души, оторванной от близких,
возможно ль передать словами бытия?
Есть пляска темных дней – у каждого своя,
слепые имена на смутных обелисках
и залежи церквей, похожих на беду,
из тех, что кажет гид в автобусе зевакам, –
и всё, что сочтено намеком или знаком,
и всё, в чем жизнь свою когда-нибудь найду.



           ***

Восковые свечи в Божьем 
храме, где земной поклон,
отражаемый подножьем
ионических колонн.
Как они темны и тонки,
теплящиеся в тоске,
на Полянке иль Волхонке, 
иль в Ордынском тупике.
Им таиться в душах сонных,
обрученных с тишиной...
Это я не о колоннах,
а о вечности свечной.
Мы не бревна в пилораме,
мы скорей как боль в груди,
восковые свечи в храме
всей вселенной посреди.


 
          ***


Шло время 
в умерщвленьях и зачатьях,
в соцветьях радуг,
в скрипе колеса;
мерцали купола,
и на Крещатик 
седые
опускались небеса.
Летела слава
по горам и долам,
столетия
стирали ржавый грим,
и золотые звезды
над Подолом
светили мне 
и прадедам моим.



         ***

Шаланды у прибрежных сел
покачивает ветер резкий,
и постаревший режиссер
бредет по улице одесской.

Он, лысый, скучный человек,
шагает — к смерти ли? ко сну ли?
…Летел бумажный жалкий снег,
эскадры странные тонули.

Фанера, доски и картон,
шеренга дев неграциозных; 
глотнуть бы пересохшим ртом
весь этот непродажный воздух! 

И умирает старый шут
во всем ветрам открытом зале.
И неба синий парашют
висит над улицей Лассаля. 




       ПОСЛЕДНЯЯ ПЕСНЯ

Последняя песня, последняя тьма,
последнее виденье Бога,
последняя торба, судьба и сума,
последняя сердца тревога.

Последняя горечь последней грозы —
проход облаков в колыханьях.
Обрыв. Где теперь нашей жизни азы?
Ты что-то напутал, механик!


       Стихи Александра Голембы с
https://poem-of-day.rifmovnik.ru/2018/11/06/aleksandr-golemba/
https://fullbooks.info/
https://magazines.gorky.media/druzhba/2008/5/ya-chelovek-epohi-minnezanga.html


На Главную страницу О сайте Сайт разыскивает
Ссылки на сайты близкой тематики e-mail Книга отзывов


                              Страница создана 13 сентября 2020 г.      (274)